Такелажные работы в СПб "Атлант-СПб-Такелаж" - Наши статьи

 
Меню сайта
В закладки
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Мы есть

          

     

Наши статьи

Такелажное дело:  взгляд в прошлое.

         Профессию такелажника можно смело отнести к древнейшим. Необходимость поднять и переместить что-то тяжелое должна была возникнуть у человека разумного (и   не очень разумного - для сторонников учения Дарвина) в первый же день обитания на нашей планете. Но не каждый раз получалось справляться только с помощью физической силы. Во все времена хотелось сделать что-то невозможное. Видимо, тогда человек задумался: как облегчить задачу? Как перенести тяжелый камень побыстрее и с наименьшими усилиями? Трудно сказать, что первое пришло в голову нашему далекому предку. Возможно, он для начала  использовал коллективное усилие соплеменников, мускульную силу животных, силу потока падающей воды, скользкий лед, животный жир. Или матушка-природа сразу же надоумила, что есть рычаг и каток?
         Шли века. Много чего было поднято, построено, подвинуто. При этом масштабы такелажных работ часто поражают. Следы подъемных механизмов находили в Америке, Африке, Европе. В одной китайской рукописи, составленной более чем за 2200 лет до нашей эры, содержатся изображения колодезного журавля  и примитивного ворота.

 

  

         Но до сих пор такелажные технологии древних остаются для нас загадкой. Нет ни одной достойной гипотезы, нет понятной для нас информации в древних источниках. Как и кем были построены пирамиды в Гизе – мы можем только гадать. Колонны храма в Баальбеке весили около 400 тонн, длина обелисков в Египте достигала 90 метров – факт таких перемещений  вызывает удивление.  Но это все до нашей эры.

         Ближе к началу нашей эры такелажное дело уже неплохо документировано. Греки и римляне использовали при строительстве достаточно сложные приспособления. На древних рисунках можно видеть двухмачтовый козловой кран. Конечно он деревянный, но спроектирован грамотно. Подобная конструкция описана в текстах Герона. Древний историк дает инструкцию по сборке и эксплуатации подъемного устройства. Рычажные подъемные устройства применял  Архимед  для защиты родного города на  острове Сицилия.  Древние греки, в связи с необходимостью в строительстве, использовали сложные подъёмные установки и полиспасты. Римляне, используя культуру греков, немало сделали для дальнейшего усовершенствования подъемных устройств. В трудах Витрувия имеются указания о применении воротов и полиспастов с ручным приводом  с помощью ступальных или водяных колес, а также с конным приводом. 

       Последующее усовершенствование подъёмных механизмов привело к созданию поворотных подъёмных кранов. Конструкция такого крана ограничивалась креплением на прочных деревянных брусьях, способных поворачиваться на катках в разные стороны. Максимальная высота подъёма груза таким механизмом достигала 12 метров. Также римляне стали основателями самого первого лифта - клетёвого подъёмника.

         Конечно, более подробно описаны такелажные работы средних веков. В 1589 г. архитектором Д. Фонтана  в Риме, на площади перед собором св. Петра, была осуществлена установка 300-тонного обелиска, вывезенного еще Калигулой из Гелиополиса. Работы производились с помощью лесов, толщина балок которых доходила до 65 см. Для подъема обелиска Фонтана использовал сорок полиспастов с 40 канатами и 40 кабестанов. На работах по подъему  обелиска были заняты 800 человек и 140 лошадей. В 1330 г. был построен поворотный кран, сохранившийся до настоящего времени. Подобные краны обычно приводились в движение топчаками, от которых вращались валы, наматывающие грузовые цепи.  В XIV в. при постройке Кельнского собора, башни которого имеют высоту до 160 м, применялся подъёмный кран грузоподъемностью 5 т.

.

           В результате успеха этого предприятия в Риме стали перемещать и другие обелиски, на них появилась даже настоящая мода. Среди  исторических анекдотов  есть сообщение о том, как супруга Наполеона  при отъезде  мужа в Египет попросила: "Месье, привезите мне из Египта обелиск. Только маленький!"

     Период 1400—1630 гг. характеризуется значительным конструктивным усовершенствованием подъемных машин. В трудах Леонардо да Винчи встречаются описания самотормозящейся червячной передачи, привода от трещотки, крана с тележкой, аналогичного современному поворотному крану с переменным вылетом. Характерным  для данного периода является применение дерева, из которого изготовлялись не только остовы машин, но и детали механизмов, например, валы, блоки, зубчатые колеса и т. д. Самое активное развитие строительства кранов приходится на конец XVIII и начало XIX в., когда был изобретён паровой двигатель. Все грузоподъёмные устройства, которые были изобретены до XIX в. были выполнены на деревянной основе. Стальными были лишь некоторые детали механизмов, такие как крюки, оси, храповики. Первый мостовой кран был построен в Париже в первой четверти XIX столетия, выполнен он был всецело из дерева. Использовались деревянные и деревянно-металлические мостовые и козловые краны вплоть до конца XIX в. Все подъёмные механизмы, созданные до появления парового двигателя, приводились в действие мускульной силой животных или человека. Водные и ветряные двигатели редко использовались для грузоподъёмных машин. Усиленное развитие промышленности и транспорта в начале ХХ века привело к массовому строительству кранов большой грузоподъёмности с машинным приводом. В Англии в 1846-1847гг. был введен в эксплуатацию первый кран с гидравлическим приводом. Работа такого механизма заключалась в подаче воды под давлением в рабочие цилиндры. Широкое распространение гидравлического привода на подъёмниках началось только во второй половине XIX в.  В 1880 году немецкие изобретатели построили первый подъёмник, где движущей силой было электричество. Двигатель такого подъёмника состоял из зубчатых колёс и червячной передачи, которые зацеплялись с зубьями неподвижной направляющей рейки. В то же время в Германии осуществлялось строительство электрического мостового крана. Особенностью такого крана являлся привод всех механизмов от одного электродвигателя. Чуть позже и американцы начали использовать первый электрический мостовой кран, который обладал отдельные электроприводы для подъёмного механизма, перемещения грузовой тележки и передвижения крана. В 1885 и 1891 годах электрический привод начали использовать на стационарных, полупортальных и козловых кранах. Использование двигателя внутреннего сгорания для передвижных кранов началось с 1895 года. Первый башенный кран с подъёмной стрелой был создан в 1914 г., а немногим раньше были созданы свободно стоящие поворотные стационарные и передвижные башенные краны.

             В  России тоже использовали различные приспособления для поднятия тяжёлых грузов. Так, к примеру, знаменитый Царь-колокол весом в 130 т. был поднят в Московском Кремле в конце XVII века. Для его поднятия использовали ручные лебёдки, противовесы и рычаги.

 

 

      

          Шведский  путешественник  Пальмквист,  участник  польского посольства  Бернгард Таннер, немец Мейерберг. голландец Стрюйс   и другие оставили в своих записках свидетельства того, как их удивляло мастерство русских, умевших и отливать и поднимать на огромную высоту величайшие  тогда  в  мире  колокола. Русские относились очень спокойно к подобным делам, изумлявшим иностранцев; ни самое изготовление царь-колокола, ни его подъем не вызвали сколько-нибудь заметных откликов в русских письменных источниках тех дней. Даже имена литейщика и механика, осуществившего подъем, оказались забытыми. Простой русский человек - царский привратник, даже имени которого не сохранилось, взялся за подъем царь-колокола. Было этому такелажнику всего лишь двадцать четыре года.

            Поочередно с каждой стороны колокола подводили под его край вагу - огромное бревно, использованное как рычаг первого рода. При помощи полиспаста и деревянного ворота тянули вниз свободный конец ваги. Под приподнятый край колокола подводили в сруб новое бревно, затем действовали вагой со второй стороны колокола, и снова, наклонив его, закладывали еще одно бревно в сруб, Затем действовали так с третьей и четвертой стороны сруба. Наклоняя колокол поочередно с каждой из сторон, непрерывно под ним наращивали сруб, стоя на котором все выше и выше поднимался царь-колокол. Для того чтобы облегчить подъем, к колоколу прикрепили цепи, шедшие вверху через валы воротов. На свободных концах цепей подвесили деревянные платформы, нагруженные камнями и тем самым частично уравновешивавшие колокол. Основную часть давления принимал сруб, на котором покоился колокол. Девять месяцев потребовалось для осуществления этого подъема.

             Самым уникальным событием было установка цоколя памятника Петру I, которая происходила в 1769 г. Гранитный камень, который использовали для этого цоколя, весил около 1500 тонн, и доставлялся на место использования при помощи лебёдки, полиспастов и катков с большого расстояния. Катки представляли собой бронзовые шары, катившиеся по направляющим желобам в деревянном  настиле.

 

 

      В 1829 году на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке к установке Александровской  колонны. Руководил работами О. Монферран.


 

 

         В декабре 1829 года  под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны, образовав площадку под фундамент. Дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. После закладки фундамента, на него был водружён громадный 400-тонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.  Монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой. Были подведены подпорки, потом работники выгребли песок и подложили катки. Подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки. Камень вкатили на фундамент. Приподняли камень на высоту порядка одного метра. Вынули катки и подлили слой скользкого раствора, на который посадили монолит. Раствор состоял из цемента, водки (чтоб не замерзал) и мыла.

         В июле 1832 года приступили к выполнению самой сложной задачи - установке колонны. Этой частью работ занимался генерал Августин Бетанкур.  В сконструированную им подъемную систему входили: строительные леса 47 метров высотой, 60 кабестанов и система блоков. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу у подножия лесов и обмотали кольцами из канатов, к которым были прикреплены блоки. Другая система блоков находилась на вершине лесов. По окончании всех приготовлений назначили день торжественного подъема колонны – 30 августа 1832 года. В этот день народ заполнил всю площадь. Все окна и крыши  тоже были заполнены зрителями. Присутствовала императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение было привлечено  2500 солдат и  рабочих. Процесс  занял около двух часов. Вес сооружения 704 тонны.

 

         Вот такие были такелажные работы. Великий философ Ф. Бекон сказал: «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны и разуму, и руке». По мере развития такелажного дела, орудия труда и средства труда постепенно совершенствовались. Сейчас в арсенале такелажников  автокраны, манипуляторы, подъемники, тали, домкраты, тележки, роликовые системы, лебедки и прочее. Неплохо оснащен современный такелажник. Но во все времена главной движущей силой в такелажных работах были человеческий разум, смекалка и изобретательность.

 

Консультант
Контакты
Email:atlant-takelag@mail.ru Тел:+7(812)972-44-42 Факс:+7(812)329-93-52
Наши работы
Форма входа
 
 
Web Sistimatic © 2024